Россия, Украина и Еврокомиссия 21 января проведут первые за полгода консультации по газу. Существенного прогресса от встречи в российской делегации не ждут, даже просто дату согласовывали несколько месяцев. Но, признают все стороны, переговоры начинать необходимо, так как договор о транзите между РФ и Украиной заканчивается, а сохранять его придется, пишет “Коммерсантъ”.
На 17:00 по Москве 21 января в Брюсселе запланирована первая в 2019 году трехсторонняя встреча России, Украины и Еврокомиссии по вопросу транзита российского газа в Европу после окончания договора «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» от 2009 года. Российскую делегацию возглавит министр энергетики Александр Новак, Украину будут представлять глава МИДа Павел Климкин, замминистра энергетики Наталья Бойко и предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев, ЕК — вице-президент Марош Шефчович. «Газпром», по данным ЕК, направит в Брюссель зампреда Александра Медведева. Но источники утверждают, что поедет глава компании Алексей Миллер.
Предыдущие трехсторонние переговоры на таком уровне прошли 17 июля 2018 года в Берлине, следующие ожидались осенью, но стороны так и не смогли договориться о встрече. Сейчас тоже «прогресса никто не ожидает на фоне постоянно растущих претензий “Нафтогаза” к “Газпрому” и жестких позиций обеих компаний», говорит источник, близкий к Минэнерго. По его словам, даже внутри российской делегации есть разногласия, так как в правительстве настаивают на подписании «хоть какого-то документа, регулирующего транзит после 2019 года», а «Газпром» не хочет идти на уступки и будет требовать от «Нафтогаза» отказа от всех судебных требований и денежных претензий.
Рассчитывать на это монополии вряд ли стоит с учетом недавних заявлений украинской стороны, которая пытается взыскать с «Газпрома» присужденные в 2018 году Стокгольмским арбитражем $2,6 млрд. Так, Андрей Коболев 17 января сообщил, что «Нафтогаз» добился ареста зарубежных активов «Газпрома» на более крупную сумму, в Нидерландах, Швейцарии и Великобритании вскоре пройдут слушания по их принудительной продаже. И в компании обещают продолжить поиски активов для их ареста. В «Газпроме» уверяют, что суд кантона Цуг (Швейцария) полностью отменил обеспечительные меры, наложенные в Швейцарии на акции «Газпрома» в Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG и права требования акционера к этим компаниям.
Переговоры в «Газпроме» не комментируют. В «Нафтогазе» уже говорили, что не верят в возможность соглашения, но в случае подписания долгосрочного договора на транзит готовы отказаться от одного из своих исков — на $12 млрд.
При этом в компании официально допускают остановку транзита российского газа с 2020 года. Позиция же российской стороны очень мягкая: Владимир Путин 17 января подтверждал, что даже при полной загрузке обоих «Северных потоков» и «Турецкого потока» «остаются возможности сохранения транзита и через Украину». «Мы понимаем, что “Газпром” готов обсуждать новые подходы к подписанию контракта, перенос точек сдачи на восточную границу Украины,— отмечает источник, знакомый с позицией “Нафтогаза”.— В таком случае Украина будет зависеть от европейских партнеров, а не от РФ». В ЕК говорят о необходимости «твердых обязательств от обеих сторон».
Независимый эксперт Вячеслав Мищенко отмечает, что переговоры 21 января станут «пробным шаром» для всех сторон, которые попытаются сверить позиции, и не ожидает какого-либо серьезного продвижения — особенно с учетом предстоящих выборов президента на Украине и избирательного отпуска Мароша Шефчовича, который баллотируется в президенты Словакии. С 1 февраля и, возможно, до конца марта его функции будет исполнять член ЕК по энергетике Мигель Ариас Каньете. «Более интенсивные и конструктивные переговоры начнутся только с апреля»,— полагает эксперт. С этими оценками согласен источник, близкий к правительству Украины.
Но договариваться, по мнению господина Мищенко, придется в любом случае: даже если «Газпром» запустит свои проекты в срок, у него сохранится «ощутимый дефицит мощностей» как минимум до 2022 года. Украине, добавляет эксперт, необходимо сохранить газотранспортную сеть, которую нечем будет заполнять и не на что содержать без российского транзита.
|